Как я разрабатываю сайты

Сложность статьи:Продвинутым

Многие думают, что сделать хороший сайт - это раз плюнуть. В этой статья я расскажу, как правильно сделать сайт.

Также коснемся вопроса стоимости сайта. Сколько должен стоить хороший сайт? Но на самом деле нужно смотреть, для чего вам нужен сайт. Если просто для галочки, то не стоит вкладывать больших денег в его разработку. Наверное, стоит просто взять сайт на шаблоне на каком-нибудь дешевом или бесплатном сервисе.

Но если сайт нужен для привлечения целевых клиентов, то при создании сайта нужно учесть много тонкостей. Поэтому на разработку такого сайта тратится очень много времени.

Как правильно сделать сайт? Рассмотрим мой 8-летний опыт.

Пройдемся по основным шагам, которые я обычно прохожу при разработке любого сайта:

Первое. Изучаю нишу.

Перед разработкой любого сайта необходимо сперва вникнуть в продвигаемую нишу. Невозможно сделать хороший сайт, если не понимаешь хотя бы немножко в продвигаемой тематике. Поэтому первая задача - вникнуть в продвигаемую тематику. Для этого я провожу встречи с клиентами, читаю заполненные брифы, изучаю сайты конкурентов. Есть разные направления бизнеса. Некоторые ниши сходу понятные. А другие - проводишь уже 3ю встречу и сам себе отдаешь отчет, что до сих пор так и не понимаешь, так чем же в итоге занимается клиент и кому нужны его товары и услуги. Кстати, именно по этой причине многие опытные рекламодатели работают только с подрядчиками, у которых в портфолио уже имеются успешные проекты их типа бизнеса. Например, застройщики недвижимости, банки, Интернет-магазины, да и многие другие.

Второе. Выясняю, под какой тип рекламы делается сайт. И под какие поисковые запросы.

Существуют несколько типов рекламы в интернете: поисковая реклама (контекст, SEO), баннерная реклама. К баннерной рекламе я условно отношу не только сами баннеры, но и таргетированную рекламу, тизерную рекламу, RTB. Если у вас товар или услуга новые, то вам, скорее всего, больше подойдет баннерный тип рекламы. А если товар или услуга давно известные, то, скорее всего, больше подойдет поисковый тип рекламы.

Рассмотрим случай, когда сайт делается для поисковой рекламы. В этом случае перед разработкой сайта требуется провести большую работу по подготовке так называемого семантического ядра. Зачем это нужно? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, как люди будут попадать на ваш сайт. Попадать на ваш сайт они будут, набирая в поисковике определенные запросы. Какие? Большинство неопытных предпринимателей думают, будто бы они знают, какие запросы могут набрать люди. Им кажется, что таких вариантов очень немного. И тут нечего думать над поисковыми запросами. Но на самом деле эти люди глубоко ошибаются. Чтобы ответить по каким запросам люди переходят на сайт нужно провести глубокое исследование. У меня обычно уходит на составление семантического ядра не менее 2х недель чистого времени. Я позже уделю внимание вопросу составления семантического ядра, тонкостям и особенностям. Пока просто скажу, что чтобы сделать хорошее семантическое ядро требуется немало времени посидеть за компьютером немало времени.

Третье. Готовлю структуру сайта.

После составления семантического ядра сайта, изучения сайтов конкурентов, общения с клиентом и погружения в нишу, я составляю структуру сайта. Структура сайта - это прежде всего структура каталога. Тут важно сгруппировать запросы так, чтобы каждая страничка отвечала под свой поисковый запрос. Например, мы делаем сайт под тематику нержавеющих перил. В этом случае хорошо бы создать отдельную страничку под перила, предназначенные для разных случаев. Например, отдельно для дачи, отдельно для крыльца, отдельно для пандусов инвалидов и так далее. Чтобы понять, как правильно сделать структуру каталог,а нужно сперва хорошо проработать семантическое ядро, из которого будет понятно, какие подниши интересуют реальных пользователей.

Четвертое. Готовлю техническое задание на дизайн сайта.

Тут моя задача - быть хорошим маркетологом. Я применяю весь свой опыт и знания, чтобы уже на этом этапе сделать такой сайт, который бы имел хорошую конверсию. Что на этом этапе очень важно учитывать? То, что сайт вы делаете не для себя любимого. Сайт вы делаете для ответа на конкретный поисковый запрос, который пользователь задал поисковой системе. Сайт может очень сильно нравиться генеральному директору фирмы. Но если он не будет нравиться вашему клиенту, то сайт не выполняет своей функции.

Ко мне очень часто обращаются потенциальные клиенты и говорят что у них хороший сайт. Но фишка в том, что они сами не способны определить хороший у них сайт или нет. Сайт хороший, когда он хорошо отвечает на запрос пользователя. А разных типов запросов может быть много. Одного интересует один товар, другого - другой. Одного интересует товар для дачи, другого для дома, третьего для офиса. Один живет в Москве, другой в Подмосковье. Третий - на дальнем востоке. Одному нужно быстро все. Другому качественно. А третьему - дешево. Когда вы погружаетесь в нишу, вы решаете, с каким типом клиентов вы будете работать. И соответственно, под этот тип клиентов вы разрабатываете странички сайта.

Главная страничка должна давать человеку возможность выбрать нужный ему товар или услугу. Страничка категории - там содержатся странички подкатегорий. Страничка самого товара содержит конкретную информацию о самом товаре. Здесь обычно помещаются цены, описание товара, фотографии, технические характеристики, преимущества.

Также я всегда задаю себе такие вопросы: "Какие вопросы у клиента в данной тематике могут возникнуть?", "Что может смущать покупателя в данной тематике?". Например, однажды я готовил ТЗ на разработку сайта тематики доверительного управления. Я стал думать, что бы меня смущало в данной тематике, чтобы я захотел спросить в первую очередь у продавца данной услуги. Мне в голову пришли такие вопросы: "Насколько это надежно?", "Где гарантии?", "Каков срок инвестиций?"

В техническом задании на дизайн я должен ответить на данные вопросы клиентов. Многие опасения можно раскрыть в блоке Часто задаваемых вопросов.

Также очень важная вещь при разработке сайтов - это с первого экрана показать зашедшему пользователю, что данный сайт - это именно то, чего он искал. Обычно люди всего за 2-3 секунды решают, следует ли закрыть данный сайт или продолжить на нем изучать информацию. Вы можете и по себе проследить, как вы сами ведете себя, когда открываете сайты. Если сразу видите, что что-то не то, то тут же закрываете сайт. Поэтому дизайн должен показать человеку что он попал куда нужно и что на этом сайте есть то, что ему интересно.

Пятое. Дизайн сайта.

Для хорошего дизайна сайта нужен хороший дизайнер. Через меня за все время моей работы прошло около 3х десятков дизайнеров. Из них было хороших специалиста только человека 3. То есть примерно получается 1 к 10.

Поэтому если вам попался хороший дизайнер - цените его. Что значит хороший дизайнер? Это комплексная характеристика. Это и компетентность, и ответственность, и скорость работы, и креативность, и талантливость, и взаимопонимание, и юзабилити, и стильность дизайна, и имиджевость, аккуратность, наглядность, продающие характеристики дизайна.

Также стоит сказать, что все-таки дизайн - это еще и дело вкуса. Поэтому абсолютно красивых дизайнов просто не существует. Но можно сделать сайт, который будет привлекателен для большинства пользователей.

Дизайн никогда не делается быстро. Если вы неопытный в этом деле, то Вы можете думать, что дизайн можно сделать быстро. Но на практике этого не возможно. К дизайну предъявляются слишком большие требования слишком большого количества людей. Первым фильтром по дизайну всегда являюсь я сам. Я всегда оцениваю сайт по своему опыту и вкусу и решаю, подходит ли дизайн или нужно его доработать.

Далее сайт оценивает доверенное лицо от заказчика. Следующим приемщиком является директор фирмы. Далее его жена, далее секретарша. Далее идут остальные сотрудники.

Каждое перечисленное лицо имеет свое собственное видение, как должен выглядеть сайт. Поэтому нередки ситуации, когда сперва сайт делается "красненьким", потом "зелененьким", а потом все-таки "синеньким". А в конце снова решается что все-таки лучше всего подходил цвет "красненький".

Шестое. Верстка и программирование сайта.

Обычно у меня верстку и программирование сайта делает один и тот же человек. Просто мне так удобнее - иметь одного технаря, который разбирается во всех технических нюансах создания сайтов. Если верстальщик не умеет программировать - это плохой верстальщик. Смело увольняйте его.

Верстка сайта обычно занимает еще больше времени, чем дизайн сайта. Примерно раза в полтора. Хотя бывают и исключения как в одну, так и в другую сторону.

Найти хорошего программиста не менее сложно, чем найти хорошего дизайнера.

Во время верстки сайта требуется учесть огромное количество разнообразных нюансов. Очень важно уже на этом этапе заложить SEO-основу сайту. Требуется проконтролировать, чтобы сайт не содержал дублей страниц, на нем были правильно прописаны SEO-теги, сайт загружался очень быстро, на нем не было битых ссылок, сайт корректно отображался на мобильных устройствах, верстка должна быть адаптивной, должна корректно открываться на всех браузерах и всевозможных разрешениях экрана. На этом этапе требуется корректно настроить аналитику на сайте. Нужно внедрить отслеживание целей, установить грамотно счетчики, сервисы динамического колл-трекинга, внедрить скрипт отслеживания utm-меток. Также требуется настроить корректную работу 2х типов карты сайта, чтобы информация о появлении новых страничек отправлялась в поисковые системы для быстрой индексации. Также, естественно, сверстанный сайт должен быть близок к исходному дизайну (часто верстальщики во время верстки портят хорошо нарисованный дизайн). Также требуется настроить почту, которая заводится специально под домен сайта.

Седьмое. Наполнение сайта контентом.

Для многих проектов это самый долгий этап. Если у вас много товарных позиций, то готовить наполнение требуется сразу при начале работы над сайтом. Но если проект не очень большой, то проблем с наполнением быть не должно. Тем не менее, даже для небольшого проекта для хорошего наполнения контентом требуется участие заказчика. Ваши клиенты всегда понимают, когда над текстом "О компании" работал непосредственно владелец, или когда текст писал человек, не имеющий отношения к вашей компании.

Наполнение сайта - это та часть работы, в которой вам самим придется значительно потрудиться. Для хорошего наполнения сайта вам придется собрать и подготовить множество материалов. Отзывы, примеры работ, портфолио, каталог товаров и услуг, описание товаров, цены, технические характеристики, фотографии, частозадаваемые вопросы, преимущества, и много других материалов в зависимости от сайта.

Если клиент плохо выполняет свою часть работы, то я не смогу без него сделать идеальный сайт. Я, конечно, постараюсь как могу, но все равно, я же не разбираюсь так глубоко в бизнесе клиента, как он разбирается сам.

Вот и все. Если есть вопросы - спрашивайте в комментариях.

Дополнение 2019 года: прочтите статью где я пишу что сперва нужно собрать контент прежде чем начинать разрабатывать сайт.

Читайте также: Как проверить на адаптивность сайт.

6 954

6 комментариев

КОММЕНТАРИИ

  • Даааа, работка не из легких, но как доказать это заказчику? Как дать ему поеять, что за 10000 примером он ровно ничего хорошего не получит! Так нет же, большинству подавай сайт за 10ку, так еще и «приманивают » перспективой «оператора на телефоне»! Думаю, Вы поняли о чем я))))

    • Я думаю, что объяснять ничего такому типу клиентов не нужно. Ему нужно сперва вдоволь намучиться с дешевыми исполнителями, а только потом он придет к пониманию, что не стоит в таком деле гнаться за дешевизной.

  • Расскажите как вы определяете таких заказчиков? Понятно, что на первых переговорах человека можно грубо понять какой он категории. Условно. И принять решение. Но довольно-таки часто вроде нормальные люди, вопросов мало, говорят, мол, вы профи, вот и вся надежда на вас ну и т.д. А потом начинается… А отступать некуда.

  • А где же раздел с тестированием ? И нет написание ТЗ на фронэнд и бэкэнд.

    • В этой статье упор был больше на маркетинговую часть разработки сайта. Тестирование идет параллельно с программиногом и версткой. Это неразлучные процессы. А насчет фронэнд и бэкэнд — это больше относится к более сложным системам. Статья касается только фронтэнда в основном. Понятно, что сложность проекта может очень сильно варьироваться, всего в одной статье не ухватить:)

  • Необходимо учитывать, что заказчики не являются специалистами сайтостроения, поэтому не знают, что именно для создания правильного сайта надо сделать обязательно, а что нет, поэтому умный и грамотный исполнитель может довести это до понимания заказчика, исходящего из своих материальных возможностей!
    Лично меня исполнитель, к которому я обратился в середине декабря 2016 года за брифом, не поздравил даже с Новым 2017 годом, после наступления которого совсем забыл обо мне, в связи с чем я задумался, нужен ли я ему, как заказчик, и вообще — иметь ли мне с ним дело!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

САМЫЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ
СТАТЬИ за 6 мес


НАШИ КЛИЕНТЫ


ОТЗЫВЫ


Спасибо! Вы подписаны на наши обновления

Подписаться на блог